Миф об амазонках существует издавна. Их потомками в литературе очень часто называют племена савроматов, обитавших в степях Нижнего Поволжья в начале раннего железного века. В этот период  появляется новый вид источников  в виде письменных свидетельств античных авторов. Благодаря им до нас дошли первые самоназвания древних народов, населявших наш край, среди которых савроматы упоминаются одними из первых.

В античных источниках упоминаются разные версии происхождения савроматов. Древнегреческий историк Геродот, автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывал их в своих сочинениях достаточно подробно. Из его рассказа следует, что савроматы произошли от брака молодых скифов с амазонками, женщинами-воительницами  популярнейшими персонажами древнегреческой мифологии. Амазонки жили обособленно, занимались военными упражнениями» участвовали в походах и битвах. Только раз в год они сходились с мужчинами для продолжения своего рода. Девочек оставляли у себя, а мальчиков отдавали мужчинам.

[caption id="attachment_4763" align="aligncenter" width="618"] Реконструкция внешности амазонки. М. М. Герасимов.[/caption]

Согласно легенде, савроматы произошли от брака скифских юношей с амазонками, которые после сражения при Фермодонте в Малой Азии были захвачены греками в плен и посажены на корабль. Однако в море амазонки сумели перебить стражу, но, не умея управлять кораблями, отдались воле ветра и волн, которые принесли их к Меотийскому (Азовскому) побережью, у селения Кремны. Эти земли принадлежали скифам. Захватив табун лошадей, амазонки стали грабить округу. Скифы сперва не могли понять, с кем имеют дело, но после того, как в сражении им удалось захватить несколько неприятельских трупов, они, к своему удивлению, обнаружили, что воюют с женщинами. Скифы прекращают военные действия и побуждают молодых скифов вступить с амазонками в брак, чтобы получить воинственное потомство. Путем разного рода ухищрений молодым скифам удается жениться на амазонках. Некоторое время они жили на земле скифов вместе. Амазонки довольно быстро усвоили их язык. Однако, когда встал вопрос об объединении молодых семей с остальными скифами, амазонки воспротивились. Свой отказ мотивировали тем, что не уживутся со скифскими женщинами, так как не обучены женским работам. Амазонки предложили своим мужьям взять часть своего наследства у отцов и жить отдельно. С молодыми скифами они переправились через реку Танаис (Дон) и затем три дня шли на восток, после чего повернули на север и прошли еще три дня. Прибыв, они поселились в этих краях. Археологические находки подтверждают это. Установлено, что в степях междуречья Дона — Волги, Заволжья и Урала существовала единая археологическая культура, отождествляемая исследователями с савроматами.

В сочинениях Геродота также упоминается о том, что савроматские женщины, прибыв на новое место, предпочли сохранить свои старые обычаи: они выезжают верхом на охоту без мужчин, стреляют из лука, бросают дротики, вместе с мужьями выезжают на охоту, выступают в походы и носят одинаковую с мужчинами одежду. Женским работам они не обучены. Ни одна девушка не выходила замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают cтарыми девами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай.

Есть еще более позднее свидетельство о происхождении савроматов, принадлежащее перу Диодора Сицилийского, жившего в I в. до н. э. В своей "Исторической библиотеке" он упоминает о переселении из Мидии какого-то объединения, назвавшегося савроматами.

Плиний Старший в своем сочинении «Естественная история» объединяет обе версии. Он сообщает, что на реке Танаис живут многочисленные племена сарматов, потомков мидян. Первым он называет савроматов, наделяя их эпитетом «женовладаемые», потому что они произошли от брака с амазонками.

Савроматы принадлежали к кругу ираноязычных народов, как и скифы, массагеты, персы, мидийцы другие. Но отличительной особенностью общественного строя савроматов было высокое положение, которое занимали женщины. В сочинении Псевдо-Гиппократа - "жемчужины понийской наблюдательности" - "О воздухе, водах и местностях" мы находим подтверждение сообщениям Геродота об образе жизни савроматских женщин. Он пишет о том, что если савроматская женщина выходит замуж, то она перестает заниматься военным делом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. Замуж же савроматка выходит при условии, если убьет трех врагов. Возможно, подобные представления сложились под влиянием легенды о происхождении савроматов и той роли, которую в нем сыграли амазонки. Однако сведения письменных источников находят некоторое подтверждение и в археологическом материале. В погребениях женщин-савроматок археологи часто находят предметы вооружений и конское снаряжение.

Савроматы являлись в степях к востоку от Дона ведущей политической силой до IV в. до н. э. На рубеже IV-III вв. до н. э. здесь начинают происходить значительные этнические изменения, вследствие которых савроматская культура сменяется раннесарматской. И с этого времени начинается новая страница в истории нашего края посвященная сарматской культуре в Нижнем Поволжье.

Источники:

Геродот. История, IV.
Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 43.
Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24.

 

Литература:

Максименко В.Е. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1983.
Скрипкин А.С., Железчиков Б.Ф. Савроматы // Историко-краеведческие записки. - Вып. 6. - Волгоград, 1989.

 

Текст: А.В. Кривошеева, С.С. Ролдугина, научные сотрудники отдела фондов.