Савроматы - это ираноязычные кочевые племена, родственные скифам, оставившие огромный след в истории юга нашей страны. Впервые этническое название "савроматы" упоминается в той части труда Геродота, в которой он рассказывает о походе Дария I против скифов в 512 г. до н. э.

[caption id="attachment_4766" align="aligncenter" width="311"] Савроматский вождь (по З.С. Самашеву)[/caption]

В отношении савроматской культуры создается впечатление, что в Нижнем Поволжье она появляется в VI в. до н. э. в уже сформировавшемся виде. Возможно, этот факт находит объяснение с позиции имеющегося в литературе мнения об участии савроматов в упоминавшемся выше переднеазиатском походе скифов. После возвращения скифов в Северное Причерноморье савроматы отделяются от них и занимают земли, расположенные преимущественно к востоку от Дона. Только после этих событий они превращаются в самостоятельную этнополитическую силу и начинают привлекать внимание античных авторов. Такая версия появления савроматов на политической арене древнего мира лучше всего согласуется и с письменными источниками, тесно связывающими на ранних этапах своей истории савроматов и скифов.



Пережитки матриархата у савроматов подтверждаются археологически. Были найдены могилы богатых женщин с оружием, конским снаряжением и жреческими атрибутами (каменные алтари). Описание амазонок оставил и Страбон: «...Утверждают, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими... Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры (город на Фермодонте), затем, однако, начали восстание и стали воевать против амазонок... Впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на таких условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно».

От савроматов сохранились только погребальные памятники — курганы. Всего на территории Нижнего Поволжья к настоящему времени исследовано более трехсот савроматских подкурганных погребений.

Наиболее характерными чертами погребальных памятников савроматской культуры являлось сооружение как отдельных курганов для захоронения умерших, так и погребение в более ранних курганах, относящихся к эпохе бронзы. Погребенных клали в прямоугольные ямы чаще головой в западный сектор, реже в противоположный — восточный. Вместе с погребенным помещали части туш мелкого или крупного рогатого скота, лошади.

Еще одной часто встречаемой деталью погребального обряда являлось возведение костра над могилой еще до сооружения курганной насыпи. Следы таких костров часто фиксируются во время раскопок курганов савроматского времени. В мужских захоронениях обычно встречается оружие — чаще всего бронзовые трехлопастные втульчатые наконечники стрел. Это свидетельствует о том, что лук со стрелами был одним из наиболее распространенных видов оружия у савроматских воинов. Встречаются железные мечи-акинаки и наконечники копий. В женских погребениях обычно встречаются бусы, бронзовые зеркала, бронзовые серьги. В погребениях обеих полов часто присутствует грубая лепная глиняная посуда и предметы искусства, выполненные в так называемом «зверином стиле».  Примером данного стиля выступает зооморфное костяное навершие из фондов Волгоградского областного краеведческого музея.

Таким образом, савроматская эпоха представляется чрезвычайно важным периодом в жизни довольно значительного массива ираноязычных племен VII-IV вв. до н.э., населявших южно-русские степи. Вхождение в железный век совпало у них с оформлением чисто кочевой экономики, отражением которой стали соответствующие черты культуры и быта. В это время происходило разложение родоплеменных отношений, в ходе которого выделялась военно-родовая знать.

 

Текст: Ю.А. Архипова, А.С. Оболочкова , научные сотрудники отдела фондов.