Система образования в Царицыне зародилась только в начале XIX в. В 1808 г. отставной сержант Власов по договору с городской думой стал обучать детей чтению, письму и азам арифметики.

Развитие образования в первой половине XIX в. шло медленно и с трудом. В 1815 г. было создано первое приходское училище, а в 1819 г. появилось первое уездное начальное училище для обучения детей основам грамотности. К 1860-м гг., с началом экономического подъема Царицына и ростом населения, два училища уже не могли удовлетворить нужду города в образованных людях.

В Царицыне начинают массово открываться государственные начальные школы. В 1875 г. открылась Александровская мужская гимназия. Обучение длилось семь лет, в программе преобладали гуманитарные дисциплины и особенно «классические» языки – латинский и древнегреческий. Через два года, в 1877 г. была создана Мариинская женская гимназия. Несколько позднее открылись 2-я, 3-я и 4-я женские гимназии. Также были основаны 2 реальных училища, где изучались в основном естественно-технические предметы. Количество учебных заведений в Царицыне неуклонно росло.

Кроме перечисленных гимназий и реальных училищ к 1916 г. в городе действовали техническое, коммерческое и 2 ремесленных училища, музыкальная и художественная школы, 44 начальных и 11 церковно-приходских школ. И хотя значительная часть общества все еще была неграмотной или малограмотной, количество образованных людей постоянно увеличивалось. Городская дума преследовала цель достижения всеобщего начального образования. К сожалению, из-за Первой мировой войны и революции 1917 г. этого достичь не удалось. Тем не менее, образование было одним из важнейших направлений развития Царицына.

Фото из фондов музея: Группа учащихся, преподавателей, и священнослужителя Высшего начального училища на ул. Камышинской, в Зацарицынской части города. 1912 г.