С древних времен зеркала играли важную роль в жизни человека. Вероятнее всего они отождествлялись с солнечным диском, а орнаментика на обратной стороне воспринималась как символика магической силы, охраняющая от воздействия враждебных человеку сил и явлений.

В религиозном представлении многих народов, зеркало являлось атрибутом женского божества, олицетворяющего плодоносящие силы. Находки зеркал в женских погребениях древности и средневековья, на территории нашего региона, свидетельствуют, о высоком статусе и причастности к выполнению языческих сакральных ритуалов и культом плодородия, широко распространенным у средневековых кочевников.

Благодаря кропотливой работе археологов Волгоградской области в фондах нашего музея собранна коллекция бронзовых зеркал XIII-XIV вв., более 55 зеркал и 8крупных орнаментированных фрагментов. Данную коллекцию можно разделить на пять типов по орнаментальным мотивам:

I тип – зеркала с геометрическим орнаментом;

II тип – зеркала с зооморфным орнаментом;

III тип – зеркала с цветочно-растительным орнаментом;

IV тип – зеркала с эпиграфическим орнаментом;

V тип – зеркала с жанровым орнаментом.

Для производства бронзовых зеркал существовал специальный, довольно трудоемкий процесс, требовавший особой чистоты металла, о чем свидетельствует надпись на одном из китайских зеркал: «Металл, выплавленный сто раз, пригоден для изготовления зеркал». Но наряду с привозными зеркалами из Китая, Ирана и Средней Азии, на территории нашего края издавна существовала местная традиция их изготовления, уходящая корнями еще в Сарматское и Хазарское время. Несложная и довольно архаичная геометрическая орнаментация этих зеркал, в виде астральных знаков отражала языческую символику, связанную с культом огня и солнца, которая нашла отражение в зеркалах монгольского времени. Это зеркала первого типа - с изображением крестовидных фигур, выполненных перекрестными дугами, арками, кружками. А также многочисленными розетками. Таких зеркал в коллекции более 20 экземпляров.

Наиболее интересным орнаментом на зеркалах является – зооморфный. В нем преобладает мир реальных живых образов окружающей природы, олицетворяющий стихию неба и земли, фантастических существ, символизирующих силу и власть. Два зеркала в коллекции, достаточно крупные, относятся к этому типу. Среди изгибов растительных завитков изображены бегущие по кругу животные: лев, собака, заяц, лисица, олень, мчащиеся в галопе с откинутыми назад головами и вытянутыми шеями. Это - охотничий гон зверей, связанный с языческой мифологией и являвшийся популярным изобразительным сюжетом древних торевтов. («Торевты» - чеканщики рельефной обработки художественных изделий из металла.)

Для бронзовых зеркал местного производства, изготавливаемых в золотоордынских городах, было типично многократное повторение

излюбленных сюжетов. Например, двух играющих на волнах рыб (в коллекции музея 4 экземпляра), это сюжет, символизирующий семейное благополучие и обильное потомство. Был широко распространен в восточно - азиатских странах. Сюжет композиции из четырех летящих лебедей связан с представлениями о четырех временах года и природных стихиях.

Зеркала с изображениями стилизованных драконов и грифонов, фантастических существ с львиными туловищами, короткими крыльями, изогнутыми хвостами с полу пальметтой (схематическое изображение листа пальмы на востоке), все эти зеркала изготавливались в государствах Дальнего Востока, Китая. Полиморфные существа играли большую роль в верованиях средневековых кочевников, выражая всесилие, могущество и непобедимость.

С распространением ислама среди золотоордынского населения в оформлении декора бронзовых зеркал начинает преобладать цветочно-растительный орнамент, третьего типа зеркал (всего 7 экз.). Это, так называемый, «арабесковый тип» орнамента, покрывающий всю внешнюю поверхность зеркала и в основном изображающие - цветок тюльпана, т.е. «цветка солнца», с древнейших времен символизирующего обновление жизни, а также бутона лотоса, виноградной лозы и стилизованных растительных побегов.

Позднее на золотоордынских зеркалах появляются боковые ручки, сменившие умбон с отверстием («умбон» бляшка накладка для подвешивания), что стало возможным в следствии деградации древних верований. Зеркала перестают отражать прежние космогонические представления и становятся утилитарными предметами, украшенными благожелательными символами.

Среди благожелательных символов в орнаментации зеркал появляются надписи, выполненные как китайскими иероглифами, так и арабской «вязью» в виде арабских букв почерком «насх» или «цветущего куфи», относятся к зеркалам IV типа. Перевод надписи на одном из зеркал, сделанный профессором МГУ Г.А. Федоровым-Давыдовым, гласит: «Да будет вечная слава и благополучная жизнь, и полный успех, и устремленное (к владельцу!) счастье, и восходящая удача, и благополучная судьба, и вечная жизнь!».

Но самое уникальное в сюжетном отношении- зеркало с изображением всадника на спокойно стоящей лошади перед «деревом». Этот сюжет уходит своими корнями в иранское искусство эпохи Сасанидов и космогоническим представлениям о «мировом древе и коне».

Разнообразие вкусов и стилей, верований и стремлений, господствовавших в золотоордынское время, наглядно отражено в изготовлении таких «статусных» и ценных предметов, как бронзовые зеркала. Древние торевты не только подражали привозным зеркалам, но и сами выполняли прекрасные экземпляры, со сложной системой украшений и надписей.

Часть зеркал нашей музейной коллекции изготовлены в Китае, в эпоху «Хань». С древности в Китае бронзовые зеркала овеяны легендами. Одна из

них гласит: однажды жена императора, в солнечный день, сидела в саду и занималась привычным делом – любовалась собой в бронзовое зеркало. Потом она опустила его на колени. Луч солнца отразился от зеркала на белую стену дворца, и в ярком свете на стене появилось изображение дракона. Рисунок дракона в точности повторял рельеф с оборотной стороны зеркала. Так было впервые открыто волшебное свойство зеркал. С тех пор волшебные зеркала называют в Китае золотые «прозрачные бронзовые зеркала», а происхождение китайской пословицы «На солнце вся правда проступает наружу» объясняется ими же.

Остается открытым процесс изготовления бронзовых зеркал. Изготовленные тысячи лет назад, проведя века под землей, они не поддаются коррозии. Сам процесс изготовления и покрытия антикоррозионными материалами до сих пор остается загадкой. Бронза (сплав меди, свинца и олова) была изобретена в Китае 2000 лет до н.э., но самое старое из найденных волшебных зеркал датируется 500 г.н.э. Его обнаружили в усыпальнице императора из династии «Танг», умершего в 950 г.н.э. С ним в захоронении было 26 жен, в возрасте от 12 до 26 лет, которые не имели права жить после смерти мужа императора. И на всех жен всего лишь одно магическое зеркало. Такой редкостью они являлись и статусной вещью! Но через 500 лет, в эпоху правления династии Мин (1368-1644 гг. н.э.) волшебные зеркала уже перестали быть для правителей Китая редкостью. Зеркала именно этой эпохи находятся во многих крупных музеях мира.

На территории России есть место, которое хранит множество загадок, в том числе и связанное с бронзовыми зеркалами. Место это называется Минусинская котловина, расположена в Сибири, в 300 км к югу от Красноярска вверх по течению Енисея. Существует гипотеза, что это прародина племен гуннов. Производство бронзы у представителей этих культур, налажено еще с 3 тыс. лет до н.э., то есть раньше, чем в Китае. Но самое удивительное, что во время многолетних раскопок было найдено более 360 древних бронзовых зеркал, относящихся к разным эпохам. Неужели существовал народ с культом зеркал? Неизвестно есть ли среди этих зеркал «волшебные», слои патины образованной временем хранят тайны, так же, как и зеркала из коллекции Волгоградского краеведческого музея. Сотрудники музеев обязаны сохранять предметы в том виде, в каком они поступили. Для разгадки же нужно отшлифовывать лицевую сторону зеркал, но если лицевая сторона немного выпуклая, то вероятность того, что это «волшебное» зеркало велика…

Зеркала были настолько статусной вещью древности, что служили подарками императорам или от императора, но как предмет ежедневного пользования был одним из первых погребальных предметов. Дарились в знак любви или при бракосочетании. Зеркало символизировало и «полную луну и благоухающие цветы» идеального брака. Идиома «сломанное надвое зеркало соединилось» означало воссоединение супругов. Круглая форма символизировала совершенство, удачу, символ счастья в браке. В языческих культурах востока бронзовые зеркала были инструментами изгнания злых духов, принципом отражения. Считалось, что они излучают свет, и силу.

Множество зеркал эпохи «Хань», найденные во многих странах (России, Иране, Афганистане, Японии), являлись ценными дипломатическими подарками в соседние страны.

Текст: научный сотрудник Н.В. Комарова.