Много лет назад музейные коллекции в России формировались благодаря меценатам. Потомки до сих пор вспоминают Савву Мамонтова, Алексея Бахрушина, братьев Третьяковых и других дарителей и благотворителей.

Но не следует думать, что помощь музеям оказывают только весьма обеспеченные и влиятельные люди. Спонсором, меценатом и дарителем может стать каждый. Ведь безвозмездная передача документов, личных вещей, предметов материальной культуры - одна из важных составляющих развития музейных фондов.

Свои Третьяковы, Строгановы, Саввы Морозовы были и в Царицыне начала ХХ века. «Купцы-кровососы», как привычно называла их городская беднота, увлекались музыкой и наукой, строили театры, больницы и школы для детей рабочих. Именно они определили облик старого дореволюционного Царицына.

Царицынский музей местного края создан «Обществом содействия внешкольному образованию» на базе городского школьного музея при 12 – м училище им. Иванова. Среди организаторов – А.А. Репников,  купец и меценат, Почетный гражданин Царицына, Член Саратовской ученой архивной комиссии, преподаватели П.П. Курлин, К.Я. Виноградов, А.С. Лебедев, член Саратовской ученой архивной комиссии Б.В.Зайковский, воронежский профессор Б.А. Келлер.

За годы  существования музея известен  не один десяток фамилий дарителей музея. Писатели, преподаватели, ученые, краеведы и многие другие приносили кусочек нашей культуры, истории нашего края и тем самым способствовали продолжению традиций лучших представителей нашего города, радеющих  о благе общества и осознающих свою ответственность перед потомками. Мы часто не предполагаем, какие ценности пропадают для архивов и музеев с переездом семей из старых домов. Частное письмо с течением времени становится свидетельством целой эпохи. Любительская фотография рассказывает, как минимум, о моде своего времени. Особенно ценны случаи, когда документы составляют комплекс, позволяющий проследить историю семьи, выявить личностные и общественные отношения.

Личный архивный материал, экспонируемый на выставках, имеет не малый интерес. Как правило, чужие личные вещи вызывают сопереживание, так как посетители, возможно, соотносят чужие судьбы и образы со своими.

Всеми «богатствами», которыми владеют музеи, они обязаны, в основном, дарителям. Это люди, которые безвозмездно приносят свои вещи - свидетелей уходящей эпохи,  составляющие в итоге основу фондов и экспозиций. Поверьте, каждому предмету может найтись место в музее.

Последние десять лет, по признанию музейщиков, выдались весьма «урожайным» на случайные находки и дары от частных лиц.

В ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей», в разделе «Историко – бытовая коллекция» находятся более 2,5 тыс. предметов. Большая часть скомплектована благодаря дарителям – жителям нашего города.

Среди этих удивительных бескорыстных людей есть давний друг музея Кондратьев Олег Викторович, который передал музею более 100 предметов.  Ученая степень – кандидат технических наук, в настоящее время заведует лабораторией кафедры «Сопротивление материалов» ВолгГТУ. В благодарственном письме от 04.07.2003 г. директор Волгоградского областного музея благодарил Олега Викторовича за помощь в пополнении государственного музейного фонда России.

Одним из интересных экспонатов нашего музея стал подарок волгоградца – патефон портативный, изготовленный Молотовским патефонным заводом (Молотовский патефонный завод, город Молотов (ныне — Пермь) (преобразован из эвакуировавшегося в годы войны Владимирского завода).

Патефон (фр. Pathéphone) — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, переносная версия граммофона. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. Был широко распространён в первой половине XX века. С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном.

Портативный граммофон начала выпускать в 1914 году лондонская компания Barnett Samuel and Son под запатентованным названием Dulcephone. Эти устройства продавались под торговой маркой Decca.

Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР), и происходило от названия фирмы-производителя — «Патэ» — которая первой начала поставки таких устройств в Россию. «Граммофон» — это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определёнными фирмами. Так, например, в США для обозначения механического проигрывателя грампластинок употреблялись такие термины как графофон, фонограф, виктрола, «говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Эмилем Берлинером, изобретателем граммофона.

В 1930-е — 50-е годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали.

У патефона в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого внутри корпуса. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной — реже двух сторон пластинки (78 оборотов в минуту, около трёх минут на сторону). Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. С появлением патефонов на смену стальным иглам, рассчитанным на проигрывание одной пластинки (3—4 минуты, затем следовало сменить иглу), стали приходить сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

Громкость звука на выходе из раструба патефона достаточно велика и может достигать 100 дБ. Громкость звучания патефона, как правило, не регулировалась.

По воспоминаниям Олега Викторовича "это одна из удачных покупок отца жены  1957 года". Оля  - жена дарителя (1947 г.р.) в то время болела корью, запомнилось событие тем, что этот небольшой необычный  подарок отца помог девочке скорее выздороветь и радовать домочадцев.

Сейчас эта интересная вещица удивляет молодежь и школьников, приходящих в музей. Знакомые с современными гаджетами, они приходят в восторг от простой и интересной конструкции патефона. Первые  вопросы,   которые слышат сотрудники:  «- А как он работает без электричества? -А откуда берутся звуки?». И тут начинается «таинство..».



Музей высоко ценит своих дарителей и выражает им свою искреннюю признательность и благодарность за личный вклад в сохранение культурного наследия региона.