Женщина должна выглядеть всегда на высшем уровне. Чтобы быть изумительно красивой учитывается все: ухоженность, прическа, макияж, наряд, обувь, аксессуары. Одним из главных аксессуаров, без которого мы просто не можем себя представить, является сумочка.

В течение дня милым дамам может понадобиться бесчисленное количество вещей: от расчески до кошелька, ведь целый мир женщина помещает в свою сумочку. Это аксессуар, в котором красота сочетается с практичностью.

История возникновения сумок насчитывает около шести тысячелетий. Что неудивительно, поскольку во все времена людям нужно было в чем-то хранить и переносить деньги и различные мелочи. Ученые считают, что первыми сумками на самом деле были карманы, одежда с которыми появилась в XVII веке. Ими украшали камзолы, жилеты, а спустя некоторое время, и брюки.

Хотя еще задолго до появления карманов на одежде, монеты или другие необходимые принадлежности хранили в мешочках. Женщины предпочитали носить их под юбкой (в наше время дамы продолжают прятать деньги в скрытых от посторонних глаз местах), а мужчины вешали их на пояс. В средние века такие мешочки назывались «кармашки для добра» или «омоньеры». Кроме них, часто с собой носили еще и маленькие кожаные мешочки для мелких монет. Они являлись украшением придворного туалета.

В XV-XVI веках мода на мешочки шагнула дальше, их уже делали разными по размеру – от самых маленьких до весьма вместительных. При ходьбе монеты в них звенели, так что по звуку можно было определить состоятельность их хозяина. Когда же появились карманы, то мужчины переместили в них все содержимое своих мешочков и чувствовали себя вполне комфортно. Женщинам же карманов оказалось недостаточно, поэтому они стали носить с собой мешочки-сумочки, куда складывали все необходимые мелочи. Уже в те времена такие сумки шили из разных тканей, отличающихся по форме и отделке. Их расшивали бисером, украшали вышивкой и стеклярусом. Появились плетеные и вязаные ридикюли. Сумки перестали прятать и начали активно демонстрировать, как украшение, элемент туалета.

В XVIII в моду вошли кружевные сумочки «помпадур», так их назвали в честь фаворитки короля Людовика XV маркизы де'Помпадур. Это был мешочек для рукоделия, изготовленный из бархата и кружев. Его отличало от поясного мешочка важное отличие. Он был с длинными ручками-тесемками и стал аксессуаром, обязательным для всякой уважающей себя la dame a la mode. Миниатюрная сумочка в форме затянутого тесемкой мешочка и по сей день называется "помпадур", хотя она более известна как ридикюль, как называли эту сумочку для рукоделия, в которой хранились нитки и иголки, современники маркизы: reticule, от латинского reticulum, что переводится как "сеточка".

В XIX веке, в связи с большей демократизацией аристократических кругов, возникло множество других разновидностей дамских сумок. Сумочки для рукоделия отошли на второй план, но появились очень миниатюрные, которые предназначались специально для визитов. В них не могло поместиться ничего, кроме визитных карточек. Появились и другие виды сумочек, более функциональные. Например, в роскошные вечерние сумки вкладывались веер и бальная записная книжка (carnet de bal).

Театральные сумки вмещали в себя веер, лорнет или театральный бинокль. Обычно вечерние и театральные сумочки снабжались еще и кармашком для флакона с духами и крохотным кошельком-монетницей для мелочи. Техника их изготовления была самой разнообразной и зачастую подобные сумочки представляли собой настоящее произведение искусства. Самые популярные сумочки изготавливались из ткани атласной, парчовой или гобеленовой. Иногда ткань с тематическим, жанровым или пейзажным рисунком ткали по специальному заказу, иногда украшали вышивкой гарусной или бисерной. Среди сортов старинного бисера были настолько мелкие, что даже специальные иглы диаметром 0,2-0,3 мм оказывались слишком толстыми для их отверстий.

Одна из таких сумочек хранится в нашем музее. Именно, с такой сумочкой, царицынская модница появлялась на светских приемах и в театрах. Маленькая, изящная, вышитая мелким бисером.



Но в это время не было масштабного производства сумок. Они делались отдельными мастерами, как правило, на заказ.

Еще одна дамская «сумочка-кольчужка» находится в нашем музее.  Это плетеная из металла маленькая сумочка, произведение ювелирного искусства. Такие сумочки стремительно вошли в моду и завоевали блеском своей металлической поверхности бесчисленное множество поклонниц во всех слоях общества. В этом новом облике сумочка перешагнула рубеж веков, чтобы получить наивысшее развитие в начале XX века.



Своим видом это изящное изделие, вибрирующее даже при легком движении, рождало удивительное ощущение мягкости и легкости, казалось бы, мало свойственные металлу. Такая подвижность формы как нельзя более отвечала требованиям модерна. Тонкие миниатюрные колечки, спаянные друг с другом, соединялись в вертикальные ряды, образуя легкие цепочки. Затем они крепились между собой и соединялись с жесткой рамой сумочки, напоминая то древнее кольчужное плетение, то технику скани, переживавшую в конце столетия, наряду с искусством зерни, свое новое рождение. Отсюда укоренились в быту и профессиональной среде названия этих изделий, предназначенных для театральных и вечерних выходов, «сумочки-кольчужки» или «сканые сумочки».

Ситуация со временем изменилась. Мода на путешествия и туризм породила багажную сумку. Эта сумка для путешествий и стала тем неотъемлемым предметом гардероба европейцев, который мы называем сумкой. Для путешествий не нужны изысканные сумочки. Дамская сумка осталась декоративным аксессуаром, обязательным, к примеру, для театралов, но у нее появился динамичный клон в виде дорожной, деловой и функциональной сумки. Сказался на этом и процесс женской эмансипации. В 1896 году дом Louis Vuitton представил миру первую багажную коллекцию со своим знаменитым логотипом LV. С этого момента багаж властно вторгается в сферу моды, а женская сумочка постоянно балансирует на грани между чисто светской принадлежностью и саквояжем. Помимо собственно сумочки (purse, reticule) в женском обиходе появилась более вместительная разновидность "handbag".С этого периода их стали выпускать в больших количествах. Вместе с тем, сумки ручной работы продолжали цениться выше промышленных образцов, но позволить их себе могли только очень состоятельные люди, так как стоимость была достаточно высокой.

ХХ век – век эмансипации окончательно и безоговорочно признал сумочки, равно как и брюки в женском гардеробе, короткие юбки и стрижки. 4 октября в Великобритании даже отмечают специальный праздник — Национальный день сумок.

Положение женщины в обществе кардинально изменилось, На сегодняшний день существует более 40 видов сумок на любой вкус: клатчи, багеты, саквояжи, шопперы, рюкзаки, барсетки и т.д. Сумка стала  неотъемлемой  частью нашей повседневной жизни - не только полезное вещью, куда мы кладем все: от косметики до покупок в магазине, но и модным украшением  к женскому образу.

Текст: младший научный сотрудник Тарасова Е.В.