Из истории Волгоградского областного драматического театра им. Максима Горького (1918-1988)

 Театр открылся  26 июля 1918 г. пьесой Найденова «Дети Ванюшина». Режиссером стал Б.А. Борцов. В первые годы революции  в здании Дома науки и искусств помимо театра размещался царицынский Совет рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, а во время гражданской войны  в нём располагался военный госпиталь.

В октябре 1922 года открылся зимний театральный сезон в отремонтированном  здании. Театр стал называться музыкально-драматическим, так как в него помимо драматической вошли опереточная и балетная труппы.

В 1929 г. театру присвоено имя писателя М. Горького. С 1933 года драматическая труппа стала постоянной, и театр оформили как отдельный творческий коллектив. С этого времени он называется краевым драматическим театром имени Горького. В списке его артистов встречаются выдающиеся имена: Е. П. Мязина, А. Н. Стешин, Д. И. Ярский, И. Г. Овчаренко, М. Г. Горбатова, Е.Я.Евгеньева.

Первый сезон был открыт поставленной 20 октября 1933 года пьесой Л. Савина «Интервенция», которая была встречена зрителями весьма тепло.

В 1934 году в театр  пришел заслуженный артист АзССР Н. А. Соколов. Это был артист большого и своеобразного таланта, который ярко светил на помостах периферийных театров. Под его руководством был поставлен спектакль «Отелло». В 1935 году начинается новая веха в жизни драматического театра имени Горького. По приглашению первого секретаря крайкома И. М. Варейкиса на пост главного режиссера был приглашен  В. М. Энгель ‑ Крон. Новый режиссер начал с того, что провел на заводах творческие конференции, обсудил репертуар и активизировал профсоюзных работников на организацию зрителя. Немало внимания было уделено и рекламной работе.

Первой постановкой Энгель ‑ Крона стала пьеса А. Корнейчука «Платон Кречет», которая стала весьма популярной. Причины успеха не случайны. «Платон Кречет» был явлением всесоюзного масштаба: 1930-е годы ‑ время формирования новой нравственности, которая была воплощена в социалистическом гуманизме. Победа достигалась умом, честностью, любовью, трудом, человечностью.

Однако именно от игры актера зависит, будет ли соответствовать персонаж на сцене своему литературному образу или нет. Платона Кречета играли Н. А. Покровский и М. Н. Каштанов. У Покровского находили «сугубо реалистическую манеру игры, отмеченную предельной выразительностью».  Не менее значимыми были и другие актеры: Стешин, игравший добродушного старика Бублика, Соколов в роли Береста.

Способствовало восприятию спектаклей нововведения Энгель ‑ Крона: перед каждой премьерой ‑ очень обстоятельная статья режиссера об идее пьесы, о том, как театр следует ей в спектакле. После премьеры появлялась статья рецензента с тщательным разбором спектакля, отмечались достоинства и недостатки игры актеров.

Все это положительно сказалось на восприятии театральных постановок: оценки стали объективней и благожелательней. В сезон стали ставить 10-12 премьер. Большим успехом пользовались спектакли «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, «Мещане» М. Горького, «Коварство и любовь»  Ф. Шиллера, «Аристократы» Н. Погодина.

Лучшей постановкой Энгель ‑ Крона являлась «Анна Каренина». Роман Л. Толстого знал не одну инсценировку. Его ставили и до революции, и во времена нэпа, но в калейдоскопе мелькающих пьес это как-то терялось. В 1937 году «Анна Каренина» шла два месяца подряд, и по числу постановок это был рекордный спектакль. В основу постановки нашего драматического театра была положена пьеса местных литераторов Б. Дьякова и С. Свэнова. Энгель ‑ Крон сам заказал им пьесу, так как инсценировка московского театра показалась громоздкой.

Е. П Мязина и М. Л. Эрина исполняли роль Анны. В исполнении обоих героиня романа была не только любящей женщиной и матерью, но и человеком, бунтующим против паутины лжи высшего света. Особенно успешной была Мязина.

В 1937 году уходит  В. М. Энгель ‑ Крон, поднявший драматический театр на небывалую высоту и сделавший постановки выразительными и волнующими. Меняются руководители, режиссеры, однако это не улучшает положение театра. Скука и равнодушие воцаряются в зрительном зале.

Тем не менее выделяются постановки молодого режиссера Л. С. Фатина. «Земля» Вирты ‑ о ликвидации антоновских банд ‑ был живым интересным спектаклем, в котором Фатин удачно распределил роли. Фрола Баева, колеблющегося, но хитроватого мужика, играл А. Н. Стешин. Более всего драматизм достигал Стешин ‑ Фрол, когда смело шел в берлогу злейшего врага ‑ Антонова ‑ уговорить его «бросить войну и пожалеть народ».

Слаженность ансамбля, множество интересных мизансцен ‑ режиссер Фатин сразу показал себя одаренным человеком.  Вскоре он стал художественным руководителем театра. В 1938 году возглавил открывшееся отделение ВТО.

7 ноября 1940 года на сцене театра имени Горького вышла премьера ‑ «Кремлевские куранты» Н. Погодина. Старого инженера Забелина, решившего, что революция принесла только хаос и России не нужны теперь его знания, играл Георгий Иванович Горелов. Такие роли артист называл «трепетными». Роль вождя революции исполнял Наум Адольфович Соколов. Артист сумел передать ленинский юмор. Соколов с замечательным мастерством передал увлечение Ленина идеей электрификации России. Столичный журнал «Театр» отмечал, что «создан цельный ленинский спектакль».

В последнем предвоенном сезоне было много романтичных драм, много западной классики, больше половины репертуара: «Анджело» Гюго, «Коварство и любовь» Шиллера, «Мачеха» Бальзака, «Мария Тюдор» Гюго.

Премьера другого спектакля, «Ромео и Джульетта» Шекспира, состоялась 20 января 1941 года. Хотя он не мог соревноваться с аккредитованными столичными постановками, но, созданный любовно и со вкусом, был гармоничен и по-шекспировски стремителен. Джульетту играла М. Ф. Горбатова, артистка с прелестной внешностью. Она передала её нежность, весь трепет её первой любви. Её Джульетта не только трогательная, но и сильная, она решительней Ромео. У Г. И. Сальникова он был пленительным юношей, пылким и нежным, склонным к аффектам и крайностям. Отлично сыграли П. В. Яснопольская (кормилица) и И. Г. Овчаренко (слуга), комически неуклюжий в своей грациозности.

Ведущими актерами Драматического театра им. Горького были Е.П. Мязина, Н.А. Соколов, Д.И. Ярский, Н.А. Покровский, А.Д. Красовский. Осенью 1941 г. драмтеатр ставит пьесы на военную тематику ‑ «Мужество» Б. Дьякова, «Парень из нашего города» К. Симонова, «Полководец Суворов» Бехтерева и Разумовского, «Чапаев» Фурманова» - этот спектакль шел до самого августа 1942 г. Коллектив драмтеатр им. Горького в первой половине 1942 г. каждый понедельник давал спектакли, весь сбор с которых поступал в фонд обороны Родины. Артисты театра изучали военное дело.

В конце августа 1942 г. имущество драмтеатра погибло в огне. Актеры переправились через горящую Волгу в ночь на 27 августа и пешком прошли путь до Сызрани ‑ 200 км. От труппы осталось всего 13 человек и она пополнилась артистами Камышинского и Сызранского театров. В конце декабря 1942 г. театральный сезон начался пьесой «Мещане» М. Горького, потом поставили пьесы «Русские люди», «Жди меня» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова. Большую помощь оказала Москва, прислав материал на костюмы и реквизит. В г. Сталинград драмтеатр им. Горького из эвакуации возвратился в начале августа 1943 г. и разместился в здании бывшего клуба Сталгрэс. Театральный сезон был открыт пьесой К. Симонова «Русские люди» 23 августа 1943 г. В спектакле были заняты артисты ‑ Д.И. Ярский, Н.В. Талина, А.Д. Красовский, И.Г. Лапиков.

В октябре 1943 г. в областном театре драмы идут репетиции пьесы М. Горького «Мещане», которую театр предлагает показать сталинградцам 7 октября.

Осенью и зимой 1943 г.   творческий коллектив областного драматического театра им. Горького значительно пополнился из Малого и Художественного театров Москвы. В Сталинград на постоянную работу приехали: Н. И. Иванов, К. Д. Миленко, М. И. Андриянова, К. Н. Сечин, А. И. Сечин, Н. Д. Ковшов и А. В. Снегин. В ближайшее время сталинградские зрители увидели новый спектакль: «Доходное место» - Островского в постановке режиссера Н. И. Иванова и «Хозяйка гостиницы» - Гольдони в постановке Н. Д. Ковшова.

В феврале 1944 г. группа артистов Сталинградского драмтеатра им. Горького награждена медалями  «За оборону  Сталинграда». Медали были вручены: заслуженной артистке РСФСР тов. Мязиной, тов. Синицыну, Ильинскому, художнику театра Новикову.

В драматическом театре имени Горького мирный сезон 1945 г. открылся пьесой И.Тургенева «Месяц в деревне». Спектакль был сыгран великолепно. Душевная драма Натальи Петровны в исполнении Е. П. Мязиной передана была темпераментно, сильно и поразительно тонко. Однако отклик у зрителей не был вызван. Проблема была в  том, что след от войны в душе народа был тяжел и глубок, и многие герои классических произведений не вызывали отклик у зрителя.

Однако популярностью пользовались советские пьесы, такие как «Русский вопрос», «Под каштанами Праги», «Встреча в темноте». Спектакль «За тех, кто в море» по пьесе Б. Лавренева, поставленная 7 ноября 1946 года, затрагивала вопросы чести и истинной славы. Роль скромного морского офицера Максимова блистательно исполнил К. А. Синицын.

Занимательно выглядела игра заслуженного артиста АзССР В. А. Акимова. На  сцене он очень правдиво сыграл командарма в «Сталинградцах»: в образе жестого генерала, поклявшегося оставить город мертвым, артист убеждал в необходимости жестокости. Удавались Акимову и комическая роль Шпигельского в «Месяц в деревне», веяло мягкостью от его Богуслава Тихого («Под каштанами Праги»).

Однако артисты работали не только на сцене. Артист драматического театра Д. И. Ярский обратился ко всем работникам культуры с предложением помочь в восстановлении художественной самодеятельности на заводах Сталинграда. Сам он  работал с молодежью СТЗ, В. М. Клюкин в клубе СталГРЭС готовил «Женитьбу Бальзаминова» Островского: Ю. И. Ганина и К. Д. Миленко шефствовали над самодеятельностью завода, где директором был Уфлянд.

В 1946 г. драматический театр перешел в восстановленное здание над Волгой - бывший Дворец физкультуры, а в1952 г. занял собственное восстановленное здание на пл. Павших Борцов. С 1956 г. работает очередной режиссер В. Менчинский. Расцвет в этот период связан с деятельностью Покровского Николая Александровича (1896-1961) ‑ актера и режиссера Сталинградского драматического театра, народного артиста СССР. В Сталинградском драмтеатре он стал художественным руководителем, ставил пьесы А. Чехова, М. Горького, первым в стране поставил пьесу М. Булгакова «Бег».

В 1960-70-х гг. был создан ряд интересных спектаклей о героическом прошлом народа, о подвигах советских людей в борьбе с фашистскими захватчиками. Положительную оценку зрителей получили спектакли "Шестое июля", "Мальчишки Сталинграда", "В списках не значился", "Сталинградцы", "Разгром", поставленные драматическим театром имени А.М. Горького. На сцене театра играли, набирались опыта и были приглашены в столичные театры такие известные актеры, как И. Смоктуновский, И. Лапиков, Н. Рыбников, Т. Доронина, О. Басилашвили. Местными  театральными звездами были супруги В.П. Семенова и  В.П. Бондаренко, И.Г. Паничкина-Юлдашева, Е.М. Мельмонт, Е.И.Безмолитвенный, Л.А. Кузнецова, З. В. Соколова.  В начале 1970-х гг. начинал свою творческую деятельность в театре   после окончания Саратовского театрального училища П.П. Зайченко - впоследствии заслуженный артист РФ, звезда кино.

Гастрольная карта театра включала города Центральной России и Украинской республики.

В 1980 г.  за заслуги в развитии театрального искусства драматический театр им. М Горького был награжден орденом "Знак Почёта".

Кризис Волгоградского областного драматического театра им. М. Горького и его расформирование привели к закрытию театра в 1988 году.

Текст: научный сотрудник Н.А. Ерохина.