Явление чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери празднуется 29 августа, а 27 марта празднование ей установлено в честь избрания на царство в 1613 году Михаила Феодоровича Романова.

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя  святых Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых.

Феодоровская икона Пресвятой Богородицы по легенде была написана евангелистом Лукою. Сейчас она находится в Успенском соборе Московского Кремля, а первоначально хранилась в Городецко-Феодоровском монастыре, называвшемся так по имени Городца, города Нижегородской губернии, и храма во имя вмч.Феодора Стратилата. При нашествии хана татаро-монголов Батыя, Городец вместе с другими городами был опустошен, жители спешно покинули город, а икону с собой взять не успели. Однако в 1239г. образ Богородицы явился костромскому князю Василию Георгиевичу в лесу, на дереве, во время охоты. Оказалось, что икона пропала из города и впоследствии князю ее принес человек в богатой воинской одежде, внешне схожий с великомучеником Феодором Стратилатом. В храме великомученика икона и была установлена, отчего и получила название Феодоровской. Князь брал с собой икону в поход против татар, пытавшихся захватить Кострому. Поднятая перед войском икона источала такое сияние, что подобно огню обожгла врагов,  и полчища татаро-монголов обратились в бегство.

История «Феодоровской» иконы тесно связана с именем великого князя Александра Невского, вошедшего в небесное воинство в лике святых благоверных. В 1239 г. его отец Ярослав Всеволодович благословил его иконой «Феодоровская» на брак с дочерью полоцкого царя Брячислава. На обратной стороне образа находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), которая всегда на Руси считалась покровительницей невест и свадеб. С того времени «Феодоровская» икона Божией матери всегда находилась при святом благоверном князе Александре Невском. Великий князь всегда брал икону с собой во все походы и на все сражения, перед ней он молился и принял монашество.

Впоследствии образ иконы Божией матери «Феодоровская» стал родовым для всей династии Романовых. В 1613г. страна переживала страшные времена: отсутствие государя, натиск иноземных интервентов, смута, голод… Решено было поставить на русский престол Михаила Федоровича Романова — сына патриарха Филарета (до принятия сана боярина Фёдора Никитича Романова) и инокини Марфы. Он приходился родственником последнего царя из рода Рюриковичей. Однако мать Михаила Федоровича, понимая всю ответственность и тяжесть этого шага, долго не давала согласия и благословения на возведение в государи ее сына. Тогда архиепископ Феодорит поднес к инокине Марфе образ Пресвятой Богородицы «Феодоровская» и сказал: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере,  ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не прислушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Только после этих слов инокиня Марфа благословила им своего сына на царский престол. Произошло это в Костромском Троицком соборе Ипатьевского монастыря, который, в связи с этим событием называют «колыбелью дома Романовых». Так образ «Феодоровской Богородицы», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела царственных мучеников – последних Романовых - в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым царица Александра Федоровна никогда не расставалась.

Федоровской иконе Божией Матери молятся о семейном счастье, крепком здоровье, лёгких родах и рождении здорового ребенка.

В народе этот день называют Федор-скотник. Этот день посвящали уходу за домашними животными. Скотину выводили во двор, чистили и скребли, заговаривали от дурного сглаза, от неспокойствия. В народе говорили: «На Фёдора не ленись – скотине поклонись».

Стоит отметить, что крестьяне никогда не говорили – «домашние животные», всегда только – «скотина». За скотиной ухаживали и смотрели, чтобы с ней не случилось никакой беды. Семью трудно было прокормить без коровы: «Корова на дворе – еда на столе». Свинью крестьяне тоже считали большим подспорьем в хозяйстве: «Свинья – копилка: что положишь в неё, то и возьмешь». Существовали особые секреты ухода за свиньями: звать свиней нужно, глядя в окно, тогда они в огород не полезут; кормить в хлеву свиней нельзя, иначе они съедят поросят.

По приметам в это день:

Если на Фёдора-скотника мороз, то всю неделю холодно будет.

Услышать гром – к тёплому и урожайному лету.

Облака быстро и высоко плывут – к хорошей погоде.

Туман в этот день – к ненастному лету.

Уровень воды в реках прежним остался – к жаркому и засушливому лету.

Текст: научный сотрудник Бурцева И.Н.