ГБУК «Волгоградский
областной
краеведческий музей»
Телепередача о музее
 
Госуслуги
 
ГЛАВНАЯ100-ЛЕТИЕ МУЗЕЯВыставка "Послание через века"

Выставка "Послание через века"

 

«ПОСЛАНИЕ ЧЕРЕЗ ВЕКА»

Выставка к 100-летию исследования  Водянского городища.

 

 

       К 100-летию Волгоградского областного краеведческого музея открылась выставка, посвященная археологическим исследованиям Водянского городища – памятника археологии федерального значения, представляющего собой остатки золотоордынского города.


 

 

       В 2014 г. исполняется 100 лет с начала первых научных раскопок на Водянском городище. Первые известные научные описания данного памятника относятся еще к последней трети XIX в., однако документированные научные раскопки были проведены здесь в 1914 г. экспедицией Саратовской ученой архивной комиссии под руководством С.А. Щеглова. Позднее, в годы гражданской войны, свое внимание этому памятнику археологии уделил известный петербургский исследователь Ф.В. Баллод. Первые масштабные исследования произведены на городище в 60-70-е гг. XX в. под руководством одного из самых крупных исследователей Золотой Орды XX в. Г.А. Федорова-Давыдова. В конце 80-х гг. XX в. работы проводились Казанской экспедицией А.Г. Мухамадиева. С 90-х гг. XX в. и по настоящее время на территории городища проводятся охранные научные исследования силами экспедиции Волгоградского государственного педагогического университета под руководством Е.П. Мыськова, а с 2009 г. – А.С. Лапшина.

 


       Почти все находки, обнаруженные в результате работ на Водянском городище, хранятся в фондах и составляют значительную часть археологической экспозиции ВОКМ.

 


        В результате многолетних археологических исследований было установлено существование на месте Водянского городища золотоордынского города, основание которого относится к началу 30-х гг. XIV в. Город просуществовал вплоть до начала XV в. Однако еще до организации планомерной городской золотоордынской застройки, в начале XIV в. на этом месте возник русский поселок. Его жители были, по всей видимости, были переселены сюда из русских земель с целью создания постоянной переправы через Волгу и обеспечения функционирования торгового пути. Планомерные исследования последних десятилетий доказали существование у русского населения своего особого городского квартала, а также кладбища, захоронения на котором совершались с соблюдением всех христианских погребальных традиций.

 


       Период с 30-х до 60-х годов XIV в. являлся временем расцвета этого золотоордынского города, он занимал площадь более 50 га и был доста­точно плотно застроен жилыми и хозяйственными постройками, культовыми и общественными зданиями. В середине 60-х годов XIV в., в связи с началом феодальной смуты и дестабилизацией экономической и политической жизни Золотой Орды, город приходит в упадок. В 80-е гг. XIV в. город был частично восстановлен, так как играл важную стратегическую роль в организации Волго-Донского торгового пути. Удалось исследовать большой квартал эпохи хана Токтамыша, насчитывающей десятки жилых и хозяйственных сооружений. Этот новый город существовал не более 15 лет. Он был разрушен и сожжен войсками Тимура в 1395 г.

 


       На выставке представлены наиболее интересные находки, обнаруженные на Водянском городище за весь период археологических исследований. Они отражают развитие городской культуры золотоордынского государства в целом.

        Высокого уровня достигло гончарное ремесло. В мастерских изготавливались многочисленные типы красноглиняной посуды: кувшины для воды, большие сосуды (хумы) для хранения зерна, умывальники, бытовая посуда – миски, горшки, пиалы, тарелки, светильники. Посуда обжигалась в специальных гончарных горнах крупными партиями. Она была очень качественной и пользовалась большим спросом. Некоторые сосуды для хранения вина или масла имели отличительные знаки на ручках – тамгу, которая, скорее всего, обозначала принадлежность владельцу. Использовалась также посуда, привезенная торговцами из городов Средней Азии, Крыма, а также Китая. Обычно это чаши, украшенные орнаментом и покрытые поливной глазурью. Наиболее распространенными цветами были бирюза, ультрамарин (цвета среднеазиатской посуды), а также зеленый и желтый цвета (характерно для изделий из Крыма).

 


       Одним из предметов женского быта были бронзовые зеркала. С одной стороны они имели различные рельефные рисунки в виде изображений животных, мифологических сюжетов. С другой стороны они были гладкие и полировались до зеркального блеска и иногда покрывались специальным ртутным раствором, придававшим зеркалу лучшую отражательную способность.  

       В XIV в. Золотая Орда стала исламским государством. Вместе с исламом как мировой религией, распространяется использование персидского и арабского языков. На одной из стен общественного здания, исследованного на Водянском городище, были найдены рисунки и надписи, сделанные тушью на белой штукатурке. Некоторые из надписей выполнены очень красивым каллиграфическим почерком, что свидетельствует о высокой образованности писавшего. Удалось сделать фрагментарные переводы. Это оказались изречения из Корана, а также фрагмент стихов известного персидского поэта ал-Хорезми, который жил в конце XIII века.

 


       Наряду с официальной религией были распространены различные магические верования. Чтобы оградить себя от влияния злых духов, использовались различные амулеты. Их пришивали на одежду, пояса. Эти амулеты представляют собой различные медальоны, небольшие пластины, бляшки, изготовленные из бронзы или серебра. Одним из интересных видов амулетов является ангон – хранитель домашнего очага (фигурка человека из тонкого бронзового листа).      

       В большом количестве обнаружены предметы личного христианского культа, относящиеся к русскому населению города. Это нательные крестики различных форм и типов, бронзовые иконы, которые, возможно, принадлежали священнослужителям. Кроме простых крестиков встречены и двустворчатые, внутри которых помещались различные христианские святыни. Интересной находкой, непосредственно связанной с русским населением, стала серебряная позолоченная трехбусинная ажурная височная подвеска, которая является характерной деталью женского славянского головного убора. Такое изделие, несомненно, свидетельствует о достаточно высоком социальном статусе и состоятельности ее обладателя.

       В Золотой Орде существовала государственная денежная система. Монеты были серебряные и медные. На медных монетах обычно изображались различные символы – например, пятиконечная звезда, сокол, двуглавый орел, барс, цветок, а также указывалась дата и место чеканки. На серебряных монетах писалось имя хана и благопожелательные надписи из Корана, а также год и место чекана. Одной из самых ярких находок на городище стал клад из 440 серебряных монет, который был спрятан в тандыре (печи) одного из жилых домов. В состав клада входили монеты, чеканенные при ханах, правивших в XIV столетии. Но самая поздняя монета в кладе была отчеканена при хане Токтамыше в 1395 году, что соответствует датировке разгрома многих золотоордынских городов войсками Тимура (Тамерлана), известной в средневековых письменных источниках. Золотоордынский город на месте Водянского городища – один из немногих, где жизнь теплилась и после этого разгрома. Вероятнее всего, что на месте города после 1395 г. был восстановлен небольшой поселок, который просуществовал до начала XV века.