ГБУК «Волгоградский
областной
краеведческий музей»
Телепередача о музее
 
Госуслуги
 
ГЛАВНАЯ100-ЛЕТИЕ МУЗЕЯ"Магия сквозь века - Сарматская жрица с реки Аксай"

"Магия сквозь века - Сарматская жрица с реки Аксай"

 

 Сарматская жрица с реки Аксай

        Сарматские племена в наших степях появились в 4 веке до нашей эры и исчезли в 4 веке нашей эры. В сарматском обществе женщины имели особое положение. Они принимали активное участие в общественной и политической жизни. Наравне  с мужчинами участвовали в военных походах, не уступали им в храбрости. Почетное положение женщин в сарматских племенах неоднократно отмечалось в античной  литературе. Еще  Геродот упоминает о том, что "… женщины  ездят верхом на охоту и ...выходят на войну". А Гиппократ пишет о  том, что "...девушки не выходят замуж пока не убьют трех неприятелей". Возможно, эти сообщения античных авторов и породили легенды о храбрых женщинах-воительницах, или, как их называли греки, амазонках.

       Неотъемлемой частью ритуалов и верований сарматов является погребальный обряд.  В первые века н.э. сарматские памятники представлены погребениями под индивидуальными насыпями. С покойным клали предметы, указывающие на его прижизненный погребальный статус. В данном случае, это погребения сарматских жриц. Бронзовый кованый котел свидетельствует о знатности погребенной. Жрице положили в могилу бронзовую фибулу и браслет, алебастровые сосудики, мраморное пряслице, костяную ложечку, глиняные курильницы и разнообразной формы глиняные сосуды. Ставили в могилу сосуды с напутственной пищей - мясом (в сарматское время это были в основном баранья нога с лопаткой), кашей и водой. Античный автор Аммиан Марцеллин пишет: "Нет у них шалашей, никто у них не пашет; питаются они мясом и молоком, живут в кибитках, покрытых согнутыми в свод кусками древесной коры, и перевозят их по бесконечным степям. Дойдя до богатой травою местности, они ставят свои кибитки и двигаются дальше». В погребениях сарматских вождей и жриц обязательно присутствуют бронзовые литые котлы. С одной стороны, это - походные котлы, в которых готовилась пища. С другой - знаки вождеской власти погребенных сарматов. В этих котлах, по верованиям сарматов, сохранялась часть души всего сарматского племени. Когда вождь или жрица умирали, котел также убивали или калечили.

 

 

 

       Как выглядела жрица можно судить по реконструкции, сделанной антропологами  по черепу  знатной сарматской женщины из курганного могильника Филипповка, жившей когда-то на Южном Урале 20 веков назад.  Возможно, так выглядела и наша - «волгоградская» жрица.

       Одежда, которую носили сарматки, отличалась простотой покроя, который диктовался условиями кочевого быта. Женщины, занимавшиеся домашним хозяйством, приготовлением пищи, пряденьем, ткачеством, шитьем и прочими делами, одевали  длинную рубаху с  прямым разрезом ворота, который застегивался бронзовой фибулой (булавкой).

       Костюм же знатной женщины, а именно так предпочитают называть жрицу археологи, изготавливался  из шерсти разных цветов по известным в те времена технологиям ткачества и кройки. По мнению специалистов, она носила простое  платье, в нашем случае украшенное низками бисера и бус. В погребениях сарматских жриц, встречаются  золотые  античные серьги, браслеты, перстни, подвески, нашивные бляшки, серебряные сосуды и другие импортные предметы, которые попадали к сарматам из античных городов Северного Причерноморья. На голову дамы надевали  большой платок, а на ногах они  носили обувь, сшитую из кожи на манер мокасин.

 

 

       Ни у одного народа зеркало не играло такой значительной роли, как это наблюдалось у сарматов, которые считали  зеркало не только  предметом туалета, они наделяли его волшебной магической силой. Сарматские жрицы верили, что в зеркале остается кусочек души умершего человека, который в него смотрелся при жизни. У них  был обычай, когда человек  умирал, прежде чем положить с ним в могилу зеркало, его иногда разбивали или калечили, что вероятно, символизировало исчезнувшее человеческое изображение. Отголосок  этого обычая  живет вплоть до сегодняшнего дня. Некоторые люди с предрассудками очень  пугаются,  если у них разбивается зеркало, они считают это дурным предзнаменованием и ждут беды.

       Сарматский мир многолик и интересен, более подробно с его реликвиями можно познакомится посетив экспозицию Волгоградский областного краеведческий музей.

 Зав. отделом археологии ВОКМ Н.В.Хабарова

 

 

Посмотреть отрывок из видеозаписи ГТРК "Волгоград-ТРВ", опубликованного 17 августа 2014 года.

 

Полная версия телепрограммы - на офсайте компании.